Возможности роторно-поршневых двигателей (РПД)

Убедив автомобильное сообщество в возможностях роторно-поршневых двигателей (РПД), японская компания вынуждена была свернуть их производство по причине не соответствия стандартам Евро-5. Тем не менее, маздовцы не сдаются, и обещают в течение двух лет выпустить целую гамму новых моторов, а вместе с ними и давно ожидаемых преемников RX-8.

Самыми верными последователями идей Ванкеля и Фройде оказались японские инженеры компании Mazda. После покупки патента, им пришлось пройти нелегкий путь проб и ошибок, но, тем не менее, проведен целый ряд усовершенствований, которые продемонстрировали потенциал РПД и его перспективы.

Немаловажным фактором, послужившим толчком к разработкам подобного вида силовых установок, были весьма существенные налоги правительства Японии на их кубатуру. По сравнению с четырехтактным ДВС, роторный двигатель Мазда за три оборота выдает на 50% больше энергии, и это при одинаковых объемах. В результате мотор 1,3 л можно практически приравнять к двухлитровому 4-тактнику. С чего все начиналось

Самый первый РПД с индексом 40А, собранный японцами в 1961 году, мало чем отличался от его немецкого сородича KKM400, который применялся в автомобилях фирмы NSU. Те же округлые формы, такой же малый ресурс, который определялся появлением задиров и выходом из строя уплотнителя (апекса). На первых этапах в качестве радиальных уплотнительных элементов применялись угольные пластины в связке с алюминием.

В результате интенсивной работы в 60-х годах прошлого века инженерами был реализован целый ряд конструкций:

40 А; L8A; 10А; 12 A; L10B.

Каждая из этих моделей имела несколько модификаций. Японский корпус был сделан из алюминия, с последующей наваркой стальной ленты, которая хромировалась. На более поздних моделях она вставлялась непосредственно в литейную форму и заливалась алюминиевым сплавом. В производстве деталей РПД использовались материалы:

боковые крышки – чугун с напылением из молибдена и бронзы с индукционной закалкой; статор – сталь, хром, молибден и сплавы с иридием; ротор – угольный алюминий, состав с нитритом кремния, керамика и серый чугун; уплотнительные пластины – сталь и хромированный чугун.

Период становления роторных двигателей компании Мазда в 70-е годы

Начиная с 70-х годов, освоившись с конструктивными нюансами, японцы смогли освоить выпуск агрегата 12A, который имел уже две камеры по 0,57 л, что в целом составило цифру 1,14. Он уже имел вид трохоиды, знакомой нам по нынешним моторам, и устанавливался на серийные машины RX-7SA.

Похожие страницы